Источники и системы бесперебойного питания
О КОМПАНИИ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАТЬИ НОВОСТИ  
 
 
 
  sertificat
 

СТАТЬИ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЕРВИСЕ

Идея написать статью о сервисе была давно, но всё как-то откладывалось – это наверное, как и везде – сервис всегда задвигают на задний план, а при «купировании» бюджета сервис страдает в первую очередь. Как это ни странно, но окончательным толчком к написанию статьи послужила авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Я не правительственная комиссия и не мне судить о причинах приведших к этой аварии, но то, что при должном обслуживании, проверке всех узлов и агрегатов и поддержании оборудования в рабочем состоянии иногда удаётся предотвратить аварию в энергетике – это факт бесспорный.

И так что же такое сервис и так ли он нужен? Возьмём, для примера, автомобиль. Когда мы его покупаем, мы очень хорошо себе представляем, что по прошествии некоторого пробега нам предстоит замена масла, фильтров в ДВС, по прошествии ещё некоторого пробега добавится замена масла в АКПП и т.д. Т. е. есть определенный график регламентных работ и если он соблюдается - тогда ресурс большинства автомобилей составляет до полумиллиона километров пробега, а иногда и больше. И, заметьте, никому не придет в голову ездить «до упора», «упор» будет плачевный. Допустим, если масло не менять, то капремонт двигателя наступит раз в пять – десять быстрее. С автомобилем всё понятно. Но почему, же тогда, когда приобретается достаточно сложное электромеханическое оборудование – источник бесперебойного питания (UPS) частенько он работает «до упора». И не все порой понимают, что в этом случае «упор» наступает тоже гораздо раньше, чем это могло бы произойти при регулярном и должном обслуживании UPS, а попросту говоря при своевременном сервисном обслуживании.

Показать, что сервис действительно нужен – можно используя известное в математике доказательство «от противного» ( или «от обратного»). Предположим сервисного обслуживания не будет, UPS приобрели смонтировали и «забыли» про него. Что будет с ним происходить, и как это будет проявляться?

Хороший UPS это, как я отметил выше, оборудование электромеханическое, т.к. построен по технологии двойного преобразования (on-line). Следовательно у него будет постоянно работающие выпрямитель и инвертор, устройства которые будут выделять тепло и , как следствие, нуждаться в охлаждении. Таким образом, без вентиляторов обойтись нам не удастся. Если вентилятор выйдет из строя, то даже небольшая подключённая нагрузка будет способна привести к перегреву силовых вентилей, как правило, транзисторов. В этом случае UPS либо отключится и сигнализирует о неисправности, либо может выйти из строя – это зависит от используемого UPS. Вентиляторы рассчитаны на 4-6 лет непрерывной работы. Иногда UPS сигнализируют о том, что пора поменять вентиляторы (это, как правило, задается сервис-инженерами программно в зависимости от срока эксплуатации) иногда нет. Но, как правило, если срок службы вентилятора подходит к концу – его при проведении обслуживания можно «услышать» и быть готовым к замене. Если же начать искать вентилятор после выхода его из строя, то процесс может затянуться из-за большого количества типо-размеров используемых вентиляторов, нужного типа может просто в городе не оказаться в наличие. В большинстве случаев вентиляторы «выхаживают» срок службы, в меньшинстве – нет. От чего может сократиться срок службы? Причин может быть несколько – от брака (у известных производителей встречается нечасто) до такой банальной причины, как наличие пыли в воздухе. Обычно мощные UPS ставятся в гермозоне. Как правило, это помещение герметичное (или почти герметичное) в котором предусмотрено охлаждение с помощью сплит-системы. В этом случае пыли немного. Но иногда компании эксплуатирующие UPS пытаются обойтись вентиляцией - искусственной, а иногда вообще естественной. Нас убеждают, что вентиляция справится с охлаждением, так как помещение большое подача воздуха огромная. В принципе у нас не так много UPS, которые работают с вентиляцией вместо нормального охлаждения сплит-системой. В Алматы это, пожалуй, пара офисов в предгорьях и ещё есть пара объектов в северном Казахстане. Но два случая преждевременного выхода вентиляторов из строя (когда вентиляторы отработали по 2 года) за последние 4-5 лет, случались только там, где было естественное охлаждение – и как следствие внутри UPS много пыли, хотя глазами в помещении её невидно.

Естественная вентиляция опасна ещё тем, что в летнее время UPS не охлаждается надлежащим образом, а эксплуатация при повышенной температуре приводит к преждевременному старению аккумуляторных батарей и выходу их из строя. Если охлаждение плохое, то срок службы аккумуляторных батарей может сократиться до полутора лет.

Вы спросите температура понятно, что не должна быть высокой, а причем здесь сервис? А притом, что иногда случается о плохом охлаждении заказчик узнаёт от сервис-инженера, который пришел по вызову, потому, что UPS подавал сигнал тревоги, а какой сигнал никто и не разбирался – UPS же работает.

Вообще аккумуляторные батареи это довольно уязвимое место UPS. Время всегда работает против них и рано или поздно они становятся не работоспособными. UPS делает тест и «выдаёт» сообщение о том, что батареи «плохие». Т.е. при пропадании электропитания UPS, вообщем-то, не будет выполнять свои функции, или будет выполнять, но очень ограниченное время. Но ведь за день, даже за месяц-два как UPS «выдал» это сообщение батареи были уже практически в таком же состоянии. Может тест ещё проходил нормально, а батареи были «на подходе» - так, как тест даёт качественную характеристику «можно – нельзя». И не сделав нормальную «количественную» диагностику батареям мы может не будем знать, того, что при отключении электропитания «нас может ждать сюрприз». Кроме того замена аккумуляторных батарей мероприятие не дешёвое и может потребовать корректировки бюджета, а это желательно сделать заранее. При проведении сервисного обслуживания обязательно проходит периодическая калибровка батарей, соответственно можно знать истинное положение вещей и прогнозировать замену аккумуляторных батарей.

Ещё один из ключевых электронных элементов с ограниченным ресурсом это конденсатор. Срок службы его не бесконечен и будет сильно зависеть от двух величин - температуры и отношения допустимого напряжения и реального рабочего напряжения. Если конденсатор выбран при проектировании UPS правильно, то напряжение нас волновать не должно, а вот температура может внести коррективы в срок службы конденсаторов. Паспортный срок их службы составляет 10—12 лет при самых благоприятных условиях. В принципе такой срок без замены конденсаторов один UPS на моей памяти отработал. Бывали случаи, когда конденсаторы отрабатывали по 3-4 года, но это вообщем-то редко. Производители обычно рекомендуют заменить конденсаторы через 5 лет эксплуатации. Выход из строя конденсаторов ведёт за собой выход из строя UPS. Так, что менять их тоже нужно и желательно ставить не китайские «по рублю за кучку». Чем они отличаются - обращайтесь расскажем.

Вообще наличие или отсутствие сервисного обслуживания оборудования – это подчас результат борьбы инженеров эксплуатирующих оборудование с финансистами (как вариант главных энергетиков со снабженцами….). Инженеры по эксплуатации, как правило, понимают, что без надлежащего сервиса оборудование бесперебойного питания может просто не выполнить возложенных на него функций (надежд!). Причём может сделать это без предупреждения. Финансисты часто не хотят понять суть: «За что нужно платить, когда и так всё великолепно работает?!». Инженеры инициируют сервисный контракт, в который включено всё, т.е весь возможный ремонт, причём в 3-х дневный срок, т.е наличие на нашем складе 100% ЗИПа, а через год пришёл кризис, начинается урезание бюджета, договор берут в руки снабженцы и мы слышим слова: « Итак всё два года работает и ещё может 5 лет проработает. А зачем Вы так часто (раз в квартал) приезжаете, нужно будет позовём!!!». Попытка же не «технарям»объяснить, что плата за такой договор, это плата за спокойствие результата уже не даёт.... Здесь напрашивается одно сравнение - работа терапевта не так бросается в глаза, как работа хирурга, но менее значимой она не становится, а своевременная, грамотная работа терапевта возможно иногда даже поможет избежать вмешательство хирурга.

Напоследок хотелось бы сказать о видах сервиса. Сервис это целенаправленные действия инженеров по поддержанию оборудования в рабочем состоянии и возможному предупреждению его простоя. Работы начинаются с осмотра помещения и заканчиваются проверкой внутренних цепей UPS, включая, разумеется и чистку оборудования. Осмотр помещения необходим - это и температура и …. разбитое окно в гермозоне (такое тоже было один раз). Разумеется, необходимо также проверить контакты, затяжку клемм, почистить и проверить как UPS «дышит», а вот для этого уже и приборы специальные нужны и знания. И если в предложении по сервису фигурирует чистка и …чистка, то от услуг «сдувателей пыли» лучше отказаться. Т.к. необходимые приборы стоят иногда больше чем сервисный контракт на UPS за несколько лет, и их просто у такой «сервисной организации» нет, как нет и соответствующих знаний. А знания нужны как общие, так и специальные полученные у конкретного производителя UPS. Не скрою мы иногда обслуживаем (и ремонтируем) оборудование не нашего производителя, но это, как правило, мы делаем у наших постоянных клиентов, и там, где вместе с оборудованием, которое мы поставили, параллельно работает оборудование, которое наш клиент просто купил. Затем в одном случае продавцы «растворились» куда-то, в другом случае это были чистые, можно даже сказать настоящие (just!) продавцы. А сервисная служба у них просто отсутствует. Но в таких случаях мы честно предупреждаем, что может возникнуть ситуация в которой мы не сможем помочь.

Так, что полистайте меню Вашего UPS, а когда увидите там большой срок эксплуатации свяжитесь с поставщиком UPS, а финансому директору скажите : «Ну ведь масло же в машине Вы меняете, это же очевидно…»

 

С уважением,

Директор ТОО “ EAT Engineering ” Евгений Тараданов